В сентябре 2015 года Оснежицкая школа отметила свое 55-летие. У школы большая и славная история. Перелистаем страницы ее летописи.
С 1944 по 1952 год на территории школьного микрорайона работали три начальные школы: Оснежицкая, Любельская, Боярская.
Заведующей боярской начальной школы работала Волошина Ираида Васильевна, Оснежицкой - Привороцкий Александр Михайлович, Любельской школы – Будейкова Бронислава Еремеевна.
С 1952 года начальные школы были объединены в Боярскую семилетнюю школу, которая находилась в деревне Бояры. А первым её директором был Вододохов Михаил Павлович.
Позже работали директорами Разумов Адам Ефимович и Королёва Глафира Григорьевна.
Нынешняя школа построена как школа-интернат в 1960 году (в ней до 1964 года размещался филиал Пинской школы-интерната).
В том же 1960 году Боярская семилетняя школа была преобразована в Оснежицкую восьмилетнюю школу.
В 1964 году школа-интернат была расформирована, здание было передано Оснежицкой восьмилетней школе, директором которой до 1971 года был Данилович Сергей Бонифатьевич, а потом школу возглавил Павлюковец Степан Петрович, который возглавлял школу до 2001 года.
60-ые годы
Было то во деревне Оснежицы.
Во году 64-ом, века 20-го, числа 1-го,
Золотого сезона сентября месяца.
Да распахнуты были двери школьные
Восьмилетней школы Оснежицкой,
Чтоб принять в свои классы просторные,
Научить чтоб светлой грамоте
Всех детей с деревень близ Оснежиц
И своих родимых детушек.
Собралось в тот день народу множество,
И в мир знаний даны напутствия
Напутствия мудрые, творческие,
Спутались речи праздничные,
Лились слова добрые.
Перерезана была лента алая.
По воспоминаниям же первых учителей и учеников школы этот день был ясным и ярко светило солнце. Вот что нам рассказала Хлебус Мария Максимовна, ветеран школы, про свой первый рабочий день: «Наша школа переехала в здание интерната и открылась 1-го сентября 1964 года. Это было радостное событие для всей деревни, и особенно для школьников. В деревне было много строений, но наша школа выглядела «дворцом», самой красивой и самой большой. Учащиеся, которые пришли в школу, собрались в школьном дворе. Осень стояла ласковая, солнечная. Все пришли с букетами цветов, улыбались друг другу, звучала музыка. Ребят встречали светлые классы, стены сверкали белизной, пахло свежей краской от панелей».
Первые годы жизни школы прошли в социалистическую эпоху. Тогда мало какие школы выделялись «лица необщим выраженьем»: все учились по единым программам, занимались общественной работой. Были трудовые десанты, субботники. И дети, и учителя выезжали на сельскохозяйственные работы. Учителя-ветераны и выпускники тех лет вспоминают эти времена с ностальгическим оттенком.
Ребята и учителя самостоятельно обустраивали территорию, работали в колхозе, а в свободное время выступали с концертами перед жителями деревни.
Учебные кабинеты были обустроены просто: деревянные парты и стулья, доска. В классе обязательно висел портрет Ленина. Над доской – лозунг. Чаще всего изречения известных людей.
«Учиться, учиться, учиться» - В.И. Ленин.
«Нельзя быть математиком, не будучи в душе поэтом» - С.В. Ковалевская.
«В науке нет широкой столбовой дороги, вся она гнездится на уступах скал, и только тот достигнет её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам» - К. Маркс.
«Мы не можем ждать милостей от природы – взять их у неё – наша задача» - И.В. Мичурин.
В 1968 г. начинает работу школьная теплица. В это же время открывается школьная мастерская, в которой проходят уроки трудового обучения для мальчиков.
70-е – 80-е
10 апреля 1984 года пленум ЦК КПСС утвердил "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Постановление определило обучение детей с 6 лет, срок обучения - 11 лет; для учащихся 8 - 11 классов - организацию факультативного изучения ряда предметов физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов.
С первых лет существования школы у неё стали возникать свои традиции. Каждый год учащиеся отправлялись в туристические походы по местам боевой славы. Регулярно проводились пионерские слеты с приглашением гостей из соседних деревень.
Школа решает вопросы всеобщего среднего образования и улучшения качества обучения и воспитания. Укрепляется её материально-техническая база.
В 1977-1978 учебном году школа переходит на кабинетно-лабораторную систему обучения.
С сентября 1981 года школа переходит на работу в 2 смены.
В 80-е годы в школе начинает работу танцевальный кружок. Танцевальный коллектив школы в течение ряда лет занимал призовые места в районных и областных конкурсах самодеятельности. Также много лет школа гордилась своим хором, которым руководил учитель пения Аулов Николай Александрович.
А что касается школьной формы, то она также оказывала определенное психологическое, дисциплинирующее воздействие. Недаром все элитные школы на Западе одевают своих воспитанников в исторически устоявшуюся и красивую форму своих школ. К счастью у нас это тоже начинает возрождаться.
В 1970 году в школе начинает работать группа продленного дня.
С 1974 года при школе работает филиал Молотковичской музыкальной школы, где ребята учились играть на баяне, аккордеоне, фортепиано, цимбалах.
В 1993 году музыкальная школа переехала из здания школы в новое здание Районного Центра культуры и досуга д.Оснежицы.
С 1977 года и на протяжении 15 лет в школе работает кинотеатр «Орленок», где ученики просматривали художественные, документальные, научно-популярные и учебные фильмы. Широко используются кинофильмы во внеклассной работе, работе пионерской и комсомольской организаций.
С 1977 года по 2008 год на базе школы работает вечерняя школа. Школы сельской молодежи, или, как их попросту называли, вечерние школы, были востребованы временем. Преподавание в ней по совместительству вели учителя, работавшие в дневной школе, программы отличались сжатостью материала и ставкой на самостоятельную работу учащихся.
Вечерняя школа дала возможность многим молодым людям получить среднее образование, многие из них после вечерней школы поступили в техникумы и вузы, стали хорошими хозяйственниками, руководителями.
1987 год. Решением Пинского райисполкома от 15 июля 1987 года Оснежицкая восьмилетняя школа получает статус средней общеобразовательной школы.
Лихие 90-е
В стране начинается перестройка. Постепенно из школы исчезли Всесоюзная пионерская, комсомольская и партийная организации, но продолжала работать система школьного самоуправления.
На смену пионерской дружине в 1993 году пришла детское объединение «Альбинос», которое творчески работало до 2003 года.
В 1991 году по плану государственной программы информатизации образования в школу поступает комплект компьютеров «Квант» (класса «Корвет») из 6 машин, объединенных локальной сетью. Преподавательский состав пополняется учителем информатики.
С 1993 по 1994 год в школе работает драматический кружок, руководителем которого является творческая и неординарная личность, пионервожатая школы Есьман Анна Александровна.
Школа сегодня
В новое тысячелетие Оснежицкая школа пришла с блестящими результатами:
- С дружным, работоспособным педагогическим коллективом;
- С веселыми, умными, воспитанными, любознательными, энергичными детьми;
- С отличным, овеянным многолетней славой зданием школы;
- С уверенностью в прекрасном будущем школы и ее учащимися.
2001 год. В школе новый, молодой и энергичный директор Хлебус Анна Ивановна, которая сразу же нацеливает коллектив на новые рубежи. Третье тысячелетие школа встречает в процессе бурного развития. Осваиваются новые учебные программы, появляются новые предметы. Заметно укрепляются позиции школы в гражданско-патриотической работе.
В школе начинает развиваться исследовательская и проектная работа учащихся.
Сегодня наша школа ― творческий коллектив со сложившимися традициями, большими возможностями и перспективами развития своих учеников. В школе работают 34 педагога, 15 из них имеют высшую квалификационную категорию.
В настоящее время среди школ района Оснежицкая школа по рейтингу занимает одно из ведущих мест. Передовой статус школы поддерживается традициями, которые соблюдаются на протяжении многих лет. Школа сегодня – образовательный и методический центр, внедряющий современные технологии, готовый к распространению своего передового педагогического опыта.
Школа отметила 55-летний юбилей, но старой её ни в каком смысле не назовёшь. Современные кабинеты, молодой коллектив. Здесь не устают учиться, всегда готовы к переменам, легки на подъем. В то же время школа является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за всю ее историю.
Коллектив старается создать обстановку, в которой каждый обучающийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Ветры перемен дали импульс к развитию нашей школы. Наш школьный корабль поймал этот ветер в свои паруса и набрал ход! Школьный календарь не успевает отсчитывать события.
Наряду с сохранившимися традициями, в школе появляется много нового и интересного.
В 2003 году пионерской дружине школы присвоено имя воина – интернационалиста Александра Грома. В 2007 году школа создала свой герб и гимн.
С 2008 года в школе функционирует детская республика «ДеМОС», в которую входят учащиеся 5-11 классов. Школьное самоуправление является активным помощником в организации учебно-воспитательного процесса: дежурство по школе, осуществление КТД, культурно-массовых, досуговых, спортивных мероприятий, проводит дни самоуправления, имеет свои школьные традиции. Система самоуправления помогает развивать у учащихся деятельностный подход.
В 2006 году в рамках государственной программы «Возрождение и развитие села» в нашей школе был сделан капитальный ремонт. Учебные кабинеты школы оформлены эстетично, укомплектованы новой мебелью, оснащены современным учебным оборудованием, компьютерами и др. техническими средствами обучения.
Самые уютные кабинеты отведены учащимся начальной школы. Классные комнаты украшают детские работы, на окнах множество цветов, которые выращивают сами учащиеся. В кабинетах имеется множество наглядных пособий, раздаточный материал, детская художественная литература.
Кабинет изобразительного искусства украшают работы учащихся школы, выполненные акварелью, карандашом, тушью, присутствует резьба по дереву, поделки из природного материала. В этом кабинете проходят не только уроки изобразительного искусства, но и занятия юных художников изостудии «Вдохновение», которой руководит учитель изобразительного искусства, член художественного объединения «АРТ-факт», «Человек года» Брестчины в области образования в 2004 году Жилевич Сергей Федорович.
Школа хранит и развивает трудовые традиции тех лет. Но самым основным, самым главным в школе остается учеба.
На этом можно было бы поставить точку. Но история нашей школы на этом не заканчивается, потому что сегодня её создают нынешние ученики, учителя и родители, которые своим трудом, своими делами и поступками продолжают вписывать в школьную летопись новые славные страницы.
Сегодняшний девиз школы ― «Школа наш дом – мы хозяева в нём» ― постепенно воплощается в жизнь. Но это уже не история нашей школы, а ее славное настоящее.
свернуть