Классному руководителю

Методические рекомендации: ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ

развернуть
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования Республики
Беларусь
В. В. ЯКЖИК
 
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ
 
Введение
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании воспитание — целенаправленный процесс формирова­ния духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее — классный руководитель), как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех во многом зависит от эффективности плани­рования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регу­лировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполне­ние поставленных целей и задач, и будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.
 
1. Программно-планирующая документация воспитательной работы
Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.
В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию: Концеп­цию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы, комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Кон­цепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образова­ния, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.
Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитиче­ском отчете за год; разрабатывает план идеологической и вос­питательной работы на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).
Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года (Приложение 1).
При планировании работы классному руководителю важно соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.
Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.
Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.
Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы с учетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.
Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.
Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовало на всех эта­пах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.
 
2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя
Планирование в значительной мере предопределяет резуль­таты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помо­гает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явле­ний. По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объеди­нить в несколько этапов планирования:
1)подготовительный: определение предмета и отрезка време­ни, структурирование предмета;
2)аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3)моделирующий: целеполагание, коллективное планиро­вание, выбор содержания и средств, прогноз результатов, рас­пределение событий во времени;
4)заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:
первый шаг — определение предмета планирования. Сна­чала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело);
второй шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть);
третий шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем ото­брать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет скла­дываться, и выделить все возможные направления. Осуще­ствляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися, классному руководителю в своей деятельности необходимо опи­раться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, тендерное, семей­ное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.
Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости;
четвертый шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.
Необходимо учитывать возрастные особенности обучаю­щихся, их уровень развития, интересы, способности, индиви­дуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осозна­вать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его;
пятый шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности;
шестой шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге;
седьмой шаг — коллективное планирование, которое пред­полагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе;
восьмой шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, со­держание, позволяющие решить поставленные задачи; опреде­ляются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки;
девятый шаг — распределение событий во времени. В за­висимости от того, какой отрезок времени планируется, опреде­ляются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий;

 

десятый шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но де­тально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, система­тичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т. д.
 
3. Программа анализа воспитательного процесса в классе
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирова­ние. Нельзя осуществить глубокий анализ без наличия опре­деленной базы данных, различного диагностического материа­ла, которые собираются в течение учебного года.
Примерная программа анализа идеологической и воспитательной работы в классе состоит из следующих этапов:
1.      Анализ эффективности целеполагания и планирования
воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1.Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2.Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы.
2.      Анализ развития обучающихся в классе.
2.1.Воспитанность обучающихся (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
2.2.Развитость познавательных интересов и творческих спо­собностей, проявляемых обучающимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
2.3.Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4.Развитие учащихся, имеющих отрицательные аспекты поведения (их индивидуальные особенности, потребности, ве­дущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социаль­ного окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
 
 
 
3.      Анализ динамики социализации обучающихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отно­шениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
4.      Анализ развития классного коллектива.
4.1.   Социально-психологический микроклимат в классе.
Характер взаимоотношений обучающихся (тактичность, веж-
ливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотноше-
ния мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобла-
дающее отношение обучающихся к педагогам, доминирующий
эмоциональный настрой учащихся класса.
4.2.   Социометрическая структура класса.
4.3.Развитие общественной активности обучающихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятель­ность, участие в самоуправлении класса); уровень развития коллективной творческой деятельности, степень включенности обучающихся в жизнедеятельность класса, в процесс планиро­вания, организации и анализа совместной деятельности.
4.4.Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся (если есть вновь прибывшие), их адаптация в классном коллективе и интеграция в него.
5.      Анализ организации воспитательного процесса в классе
и эффективности идеологической и воспитательной работы
классного руководителя.
5.1.В каких делах обучающиеся участвовали с наиболь­шим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему?
5.2.Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
5.3.Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
5.4.Какие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
5.5.Какие методы, формы работы наиболее положительно сказались на развитии обучающихся?
6.      Анализ участия обучающихся класса в жизнедеятельности учреждения образования.

 

6.1. Участие обучающихся в школьном самоуправлении, работе объединений по интересам и др.; влияние этой деятель­ности на развитие личности учащихся.
7.      Анализ педагогического взаимодействия с семьями обучаю-
щихся и родительским активом.
7.1.Частота и характер контактов с семьями обучающихся.
7.2.Результативность педагогического просвещения родителей.
7.3.Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.4.Особенности взаимодействия с родительским активом (ро­дительским комитетом класса, попечительским советом школы).
7.5.Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении.
8.      Анализ организации педагогического взаимодействия со
всеми заинтересованными структурами и ведомствами.
8.1.С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и т. д. осуществлялось взаимодействие?
8.2.В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие?
8.3.Какие формы педагогического взаимодействия были наиболее эффективными?
9.   Выводы.
9.1.   Обобщение положительного опыта.
9.2.   О нереализованных возможностях и неиспользованных
резервах.
10. Приложение может содержать результаты, итоговых
диагностических исследований, анкетирований, опросов и т. д.
Примерная структура анализа идеологической и воспитательной работы за год может состоять из анализа реализуемых целей, задач и приоритетных путей их решения; участия в реализации общешкольной задачи и деятельности по реализа­ции задач и проблем, стоявших перед классным коллективом. После этого обобщаются выявленные проблемы за отчетный период и исходя из всего перечисленного определяются приори­тетные направления и пути их решения, постановки общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период (Приложение 2).
 
4. Понятие цели и целеполагания в процессе планирования
Успешность планирования и организации идеологической и воспитательной работы во многом зависит от правильного определения и обоснования цели предстоящей деятельности.
Цель можно определить как предполагаемый положительный конечный результат.
В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников этого процесса, принимается ими. Последнее достигается в резуль­тате педагогически организованного целеполагания. От его осу­ществления зависят характер совместной деятельности педагогов и обучающихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальней­шей работе.
Планирование идеологической и воспитательной работы с классным коллективом должно отвечать потребностям и интересам участников образовательного процесса. Для их выяв­ления могут использоваться результаты диагностических ис­следований как педагогических, так и психологических, про­водимых не только самим классным руководителем, но и спе­циалистами социально-педагогической и психологической служ­бы как в течение учебного года с различными целями, так и в конце года с целью выявления у родительской общественности, у обучающихся, а по необходимости и у педагогов тех проб­лем и вопросов, на которые необходимо уделить больше внимания.
Планирование работы классного руководителя должно отражать специфику деятельности и особенности учреждения обра­зования, в котором осуществляется образовательный процесс.
Необходимость и важность взаимодействия классного руко­водителя, обучающихся, родительской общественности в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью подходов детей к решению проблем.
В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов, процесс планирования воспита­тельной работы могут проходить на нескольких уровнях:
первый уровень — педагоги привлекают обучающихся к планированию;
второй уровень — совместное планирование педагогов и детей;
третий уровень — педагоги помогают обучающимся в пла­нировании.
На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитатель­ной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.
С целью организации совместной работы детей и родителей по планированию целесообразно организовать общее собрание родителей и учащихся по обсуждению совместной работы на перспективу.
При планировании идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо уделить особое внимание ученическому самоуправлению. Именно оно обеспечивает развитие у обучающихся самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ученическое самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление может разви­ваться практически во всех видах деятельности обучающихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других ее видах. Классному руководителю сле­дует помнить, что основным принципом этого процесса долж­на стать инициатива, идущая снизу, т. е. от самих учащихся.
Основной целью организации ученического самоуправления является создание благоприятных условий для активного раз­вития подрастающего поколения, их социальной адаптации.
 
5. Создание условий для развития личности обучающихся
Классный руководитель несет ответственность за эффектив­ность идеологической и воспитательной работы в классном коллективе. При организации планирования идеологической и воспитательной работы следует помнить о разнообразных фор­мах организации работы с классным коллективом, о создании условий для развития личности каждого обучающегося, рас­крытия его потенциальных способностей, защиты прав и за­конных интересов.
Для того чтобы вырастить человека творческого и талант­ливого, любящего родных и близких, свой народ, свою родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только формировать компетенции, но и создать систему воспитатель­ной работы, направленную на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося.
При формировании у молодежи гражданско-патриотических качеств актуальным является воспитание отношения к малой родине, уважения к истории и культуре своего края. Во многом этому способствует краеведческая деятельность: знакомство с героическим настоящим и прошлым родного края, историей земли, трудовыми достижениями земляков, национальной культурой. Формы организации работы могут быть разные. Особенно эффективны такие, как экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы народа, посещение музеев и исторических мест Республики Беларусь. Большие возможности для развития гражданско-патриотических качеств у детей и молодежи открывает обращение к социокультурным объектам. Классными руководителями может быть органи­зовано посещение выставок, спектаклей, кинопоказов, музейных экспозиций.
Воспитание гражданственности и патриотизма возможно через организацию комплексной работы по формированию готовности молодежи к защите Отечества. Хорошие резуль­таты приносит взаимодействие с силовыми структурами, воин­скими частями и подразделениями, работа клубов и кружков историко-патриотической направленности, организация шефства над ветеранами войны и воинскими захоронениями.
В процессе планирования классному руководителю особое внимание следует уделять проведению информационных ча­сов, тематических классных часов, конкурсов и фестивалей, посвященных юбилейным датам и государственным праздникам. Формат проведения мероприятий может быть различным, но очень важно, какие методы при этом используются. Высокорезультативны активные методы, так как они являются наи­более продуктивными, поскольку для достижения поставленной цели педагог и воспитанник активно участвуют в образовательном процессе. Весьма эффективны интерактивные методы, когда ожидаемые результаты достигаются в ходе совместной деятельности педагога, учащихся и организованного взаимодействия между всеми субъектами образования. Здесь обучающиеся оказываются наиболее вовлеченными в процесс познания, что позволяет больше заинтересовать их рассматриваемыми вопросами. При организации работы в режиме интерактива каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, а в практических упражнениях происходит овладение необходимыми умениями. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, обладают высоким формирующим потенциалом.
Активно воздействуют на становление личности коллективные творческие дела, которые создают почву для формирования и проявления общественно ценных мотивов. В этом отношении хорошим потенциалом обладают презентации творческих работ самих детей, подготовка, оформление и проведение выставок, конкурсы и викторины, концертные программы, фестивали, направленные на формирование национального самосознания, другие коллективные методы работы.
Эффективной формой создания дополнительных условий по формированию у подрастающего поколения навыков безопасного и ответственного поведения является реализация принципа «равный обучает равного».
При планировании следует помнить об использовании потенциала шестого школьного дня в воспитательной работе учреждения. В этот день необходимо проведение с обучающимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других воспитательных и развивающих мероприятий.
 
6. Структура плана
Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели и задачи, определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. По содержанию, структуре, форме планы могут отличаться в разных учреждениях общего среднего образования.. Но для каждого учреждения следует принять свою единую форму планирования. Главное, чтобы она помо­гала в организации идеологической и воспитательной работы, являлась удобной для использования и оперативной корректировки, чтобы план был рабочим, а не формальным документом. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Следует помнить о работе с родителями, взаимодействии с другими педагогами и коллективами и т. д.
В план можно отдельно включить работу с обучающимися, требующими особого педагогического внимания; с ученическим активом; ученическим самоуправлением; общественными объеди­нениями; методическую работу самого педагога (Приложение 3). Может быть предложена примерная структура плана идеологической и воспитательной работы классного руководителя, где отражена работа по направлениям (Приложения 4, 5).
План можно рассматривать как систему мер, ранжированную по срокам. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Если процесс планирования рассматривается только как административное требование, то план будет носить формальный характер и не будет ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько гра­мотно эта деятельность планируется.
 
7. Документирование организационно-воспитательной работы
классного руководителя
Организационно-воспитательная работа в учебных заведениях осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие формы и виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с родителями. Фактическое выполнение организационно-воспитательной ра­боты отражается классным руководителем в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях. Один из вариантов записи страницы в классном журнале состоит из:
1)даты проведения; 3) содержания работы;
2)количества часов (Приложение 6).
Классные и информационные часы проводятся классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной работы.
Для повышения эффективности работы классного руководителя и целесообразности организации его рабочего времени можно использовать циклограмму деятельности классного руководителя (Приложение 7).
 
Заключение
Планирование — это многосторонний и многоэтапный про­цесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма классного руководителя. Совместный поиск учите­лей, обучающихся, родителей в процессе планирования состав­ляет основу творческой деятельности.
План — важная предпосылка успеха в воспитании обучаю­щихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогического коллектива и обучающихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество педа­гогов и обучающихся, старших и младших.
Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений в идеологической и воспитательной работе. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитания в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА: I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:
количество учащихся;
из них мальчиков, девочек;
возрастной состав;
были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
смена классного руководителя.
П. Содержание и характер учебной деятельности:
общая характеристика успеваемости, дисциплины;
наличие контроля  за оценками отдельных учеников;
дисциплина на уроках (кто нарушает?);
пропуски уроков.
III.     Жизнь класса вне учебных занятий:
интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
участие классного коллектива в общешкольной жизни;
проявление сознательной дисциплины;
влияние на класс родительской общественности;
общественно полезный труд в классе, школе.
IV.    Руководство классным коллективом и его организацией:
актив класса, его работа (выделить лучших);
участие в школьных мероприятиях;
наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
наличие отверженных.
V.      Взаимоотношения внутри коллектива:
степень сплоченности;
проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимо­помощи;
наличие или отсутствие группировок;
особенности взаимоотношений между мальчиками и де­вочками;
эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
VI.    Общие выводы:
•уровень развития коллектива;
характер общего эмоционального климата в коллективе;
дисциплинированность;
определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учиты­вающих специфику данного коллектива.
 
 
Приложение 2
Структура написания анализа воспитательной работы
в классе
20                           /20   учебный год
Введение. Обоснование деятельности за отчетный период:
цель и задачи, стоявшие в отчетном периоде;
проблемы, над которыми работал классный руководитель;
•        приоритетные направления и пути, выбранные для реше­ния этих проблем.
Основная часть. Участие в реализации общешкольных за­дач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:
тематические мероприятия по реализации задач (формы, цель, тематическая направленность и практическая значимость);
проблемные ситуации, выявленные в ходе работы по ре­шению задач, пути их разрешения;
выводы о качестве работы на основании психолого-педаго­гических исследований.
Заключение. Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач дея­тельности на следующий период.

 

 
 
 
 
Приложение 3
Примерный план-сетка идеологической и воспитательной работы на четверть
1.Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2.Цели и задачи воспитательной деятельности на текущий год.

 

Направления
Мероприятия
 
 
I четверть
 
 
Работа с коллективом учащихся
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Работа с семьей, общественностью
       
       
       
       

 

 
 
 
 
 
Приложение 4
Примерная схема плана идеологической и воспитательной работы на четверть
Неделя, месяц Направления воспитательной работы Программа «Досуг»
 
 
Гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание (формирование информационной и политической культуры) Экологи­ческое воспи­тание Здоровый образ жизни. Профилактика (вредные привычки, физкультурно-оздоровитель­ная работа)
Волонтерская деятельность,
духовно-нравственное воспитание (сотрудни­чество с право­славной церковью)
Правовое воспитание, профилактика преступности
и право­нарушений, ученическое самоуправ­ление, работа с 00 «БРП0», «БРСМ»
Трудовое воспи­тание, профессио­нальное воспи­тание
Работа с родителями
(классные родительские собрания, работа с родительским комитетом и др.)
Психолого-педагоги­ческая поддержка обучаю­щихся, тендерное воспитание Шестой школьный день, сов­местная работа с учреж­дениями дополни­тельного образо­вания
                   
                   
                   

 

 
Приложение 5
Примерный план-сетка идеологической и воспитательной работы на четверть
Направления работы
 
С «___»
по «___»
 
201_____ г.
 
             
  Работа с учащимися Работа с родителями
Работа с уче­ническим
активом, 00 «БРПО»,
«БРСМ»
Работа с учащимися, требующими особого педаго­гического внимания Работа в шестой школьный день Методическая работа
Идеологическое, граждан _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
ское и патриотическое воспитание          
Нравственное, этическое _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
и эстетическое воспитание          
Воспитание культуры само- _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
познания и саморегуляции личности          
Воспитание культуры _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
здорового образа жизни          
Гендерное и семейное _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
воспитание        
Трудовое и профессиональ- _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
ное воспитание          
Экологическое воспитание, _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
воспитание культуры безо­пасной жизнедеятельности            
Воспитание культуры _/_/_ _/_/_ _/_/_ _/_ _/_/_ _/_
быта и досуга            
При проведении вписываются _____________ /     /______________        
число            часы           количество учащихся
Предлагаемые сокращения для записи форм:
Ак — акция
Б — беседа
Дек — декада
Дис — диспут
3 — заседание
Иг — игра
К — конкурс
Конф — конференция
КС — круглый стол
КТД — коллективное творческое дело
КЧ — классный час
Праз — праздник
Пр — проект
РВ — родительский всеобуч
РК — родительский комитет
PC — родительское собрание
Тр — тренинг
ТШ — ток-шоу
ИЧ — информационный час
Ф — фестиваль
Экск — экскурсия
Другие формы:___ __ _________, ___ ___ _________, ___ ___ ________, _____
Приложение 6
Дата проведения Содержание работы Количество часов
     
     
     
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 7
Циклограмма деятельности классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО
Контроль за:
посещением занятий;
внешним видом обучающихся;
состоянием здоровья;
выполнением правил внутришкольного распорядка обучающимися..
Профилактика:
опозданий;
противоправного поведения;
конфликтов. Организация:
дежурства учащихся в классном кабинете;
питания обучающихся;
ученического самоуправления;
• индивидуальной работы с обучающимися и их законными представителями.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Контроль за:
• ведением дневников;
• пропусками уроков.
Организация и проведение:
информационного часа, классного часа, мероприятий (в соответствии с часами тарификации);
работы с родителями;
работы с учителями-предметниками, работающими в классе.
 
Анализ:
успеваемости;
уровня воспитанности;
организации питания;
выполнения правил поведения обучающихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
Посещение:
уроков учителей-предметников в своем классе.
Собеседование с:
педагогом-психологом;
педагогом социальным;
педагогом-организатором;
учителями-предметниками. Организация:
заседаний родительского комитета класса;
работы классного актива.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ
Проводит:
•        родительское собрание.
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Оформляет:
классный журнал;
личные дела обучающихся. Участвует в работе:
методического объединения классных руководителей;
педагогического совета. Анализирует:
воспитательную работу;
успеваемость;
уровень воспитанности обучающихся.
 В КОНЦЕ ГОДА:
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся;
собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь
В. В. ЯКЖИК
 
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Деятельность организаторов воспитательного процесса регламентируется должностными инструкциями заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, педагога социального, педагога-психолога, педагога дополнительного образования.
В учреждении общего среднего образования должны быть разработаны:
программа воспитания учреждения общего среднего образования сроком на 5 лет. Каждое учреждение образования может составлять на основе региональных и республиканских мероприятий циклограмму общешкольных воспитательных дел;
план идеологической и воспитательной работы учрежде­ния общего среднего образования разрабатывается на текущий учебный год на основе программы воспитания учреждения общего среднего образования и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования. Мероприятия по реа­лизации основных направлений воспитания обучающихся, план внутришкольного контроля за организацией воспитательного процесса, в том числе в шестой школьный день (названия мероприятий, сроки, место их проведения, участники, а также ответственные за их проведение) входят в подразделы плана. Каждое учреждение образования на основе данного плана составляет план идеологической и воспитательной работы на четверть (полугодие), включая работу на каникулах.
Кроме того в учреждениях общего среднего образования должны быть разработаны:
план воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении (составляется на период каникул);
план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
программы объединений по интересам, разработанные на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи (статья 239 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи (в случае необходимости).
В учреждении образования должны быть:
локальные акты (положения): о методическом объединении классных руководителей, о школьном самоуправлении и др.
Документация СППС учреждения общего среднего образо­вания включает:
план работы СППС учреждения образования на год (раздел плана воспитательной работы учреждения образования);
планы работы специалистов СППС учреждения образования на четверть (полугодие);
аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год;
графики работы специалистов СППС учреждения образования;
социально-педагогическую характеристику учреждения об­разования (иной организации, индивидуального предприни­мателя);
материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуаль­ные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государствен­ной защите;
журнал учета консультаций участников образовательного процесса;
план работы (входит в план работы учреждения) и прото­колы заседаний Совета профилактики учреждения образования;
план работы и протоколы заседаний методического объе­динения классных руководителей;
расписание работы клубов, кружков, секций;
сценарии воспитательных мероприятий;
информационно-аналитический банк результатов монито­ринговых исследований воспитательного процесса;

 

аналитический отчет учреждения общего среднего образования по идеологической и воспитательной работе за год.
Документация классного руководителя:
план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день);
социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года);
аналитический отчет о воспитательной работе за год.
Документация педагога-организатора:
план работы педагога-организатора на год; план работы на четверть (полугодие); аналитический отчет о работе за год;
документация ОО «БРПО»: план работы пионерской дружины (включая разделы по планированию заседаний совета дружины, работы школы актива и т. п.); решения заседаний совета дружины; краткий аналитический отчет о деятельности пионерской дружины за год;
документация ОО «БРСМ»: план работы первичной организации на год; протоколы собраний; краткий аналитический отчет о деятельности первичной организации за год. Документация других общественных объединений ведется по аналогии с ведением документации ОО «БРСМ».
свернуть

Типовая программа допообразования детей и молодежи (туристско-краеведческий профиль)

развернуть
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Республики Беларусь
                  В.А. Будкевич
«___» ____________2012 г.
 
Типовая программа дополнительного
образования детей и молодежи
(туристско-краеведческого профиля)
 
Пояснительная записка
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю, а также его условия и результаты.
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю позволяет приобщать учащихся и молодежь к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.
Целью изучения содержания образовательных областей туристско-краеведческого профиля является формирование разностороннее развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.
Задачи:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры, культуры семейных отношений;
- подготовка к самостоятельной жизни и труду;
- овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности;
- создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося;
- вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма;
- расширение знаний по географии, биологии, экологии, истории, полученных в учреждении общего среднего образования.
Туризм и краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования.Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения в системе дополнительного образования детей и молодежи.
         Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю определяются учебно-программной документацией: программами объединений по интересам, экспериментальными программами, индивидуальными программами.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю является основой для разработки и создания программ объединений по интересам. Дополнительное образование детей и молодежи и может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся:                                                                              до 6 лет – не более 2 учебных часов в неделю,     
6-10 лет – до 4 учебных часов в неделю,                                  
11-13 лет – до 6 учебных часов в неделю,                      
от 14 лет и старше –до 12 учебных часов в неделю.                Продолжительность одного учебного часа – 45 минут, для детей дошкольного возраста – 35 минут.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.
Образовательные области дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля: юные туристы, юные краеведы, географы-краеведы, юные геологи, юные гидрологи, юные историки, военная история Беларуси, юные этнографы, юные фольклористы, музееведение, литературное краеведение, юные археологи, юные туристы-экологи, юные туристы-краеведы, юные экскурсоводы, мой город, мой район, мой род, моя семья, моя малая родина, юные нумизматы, юные почвоведы, художественное краеведение, любительское рыболовство, юные туристы-спасатели, юные туристы-спелеологи, туристы-проводники, школа безопасности, юные судьи туристских соревнований, юные инструкторы туризма, велосипедный туризм, пешеходный туризм, водный туризм, лыжный туризм, горно-пешеходный туризм, туристско-прикладное многоборье, спортивное скалолазание, альпинизм, туризм и спортивное ориентирование, спортивное ориентирование.
Учебно-тематический план
        Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи является примерным и предусматривает освоение основных тем образовательных областей, раскрывает технологию реализации программы, определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий на каждую тему, направление, год обучения и форму получения образования.
Для очной формы получения образования
№ п/п
Темы
Количество часов
Всего часов
В том числе
 
Теоретических
Практических
 
 
 
 
от 30% до 50%
от 50% до 70%
 
Для заочной (дистанционной) формы получения образования
№ п/п
Наименование тем, образовательных областей, учебных предметов
Всего
Количество часов
Теоретических
Самостоятельных
Контрольная работа
Практиче
ских (учебно-полевые и тренировоч
ные сборы)
 
 
 
Около
20 %
Около
40 %
Около
20 %
Около
20%
(при
возможности проведения)
 
Содержание образовательных областей
В строгом соответствии с учебно-тематическим планом в этом компоненте программы представляется краткое описание теоретических и практических видов занятий, краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий, образовательных областей получаемых в очных и заочных (дистанционных) формах образования.
Формы и методы реализации программы
         Основными формами организации образовательного процессапри реализации образовательной программы дополнительного образования является занятие (теоретическое и практическое), экскурсия, поход, массовые мероприятия и др. Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, школа юных и т. д. Среди интегрированных организационных форм выделяются соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря и смены, экспедиции, очно-заочные (дистанционные) географические и исторические школы, конференции, научные общества учащихся, школы раннего развития, конкурсы, лабораторные и исследовательские практикумы, информационные центры, школы историко-патриотического и географического всеобуча и т.д.
Основные методы раелизации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по туристско-краеведческому профилю:
методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (дифференцированное обучение, соревнование, участие в походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, рефлексивные методы и др.).
Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, слет и другие.
 
Ожидаемые результаты освоения образовательных областей
Авторы программы обозначают предполагаемые результаты по освоению программы учащимися. Эти результаты выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин туристско-краеведческого профиля;
- приобретение умений и навыков практической деятельности;
- развитие личностных качеств учащихся.
Литература и информационный ресурс – литературные и информационные источники по каждому направлению деятельности указываются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.
Пример:
1.     Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.
2.     Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2010. – №8. – С.63-66.
3.     Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 27.12.2011г.
 
свернуть

ИМП О разработке учебно-програмнной документации образовательной программмы дополнительного образования детей и молодежи

развернуть
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
 
1. Нормативно-правовой аспект.
В соответствии со Статьей 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, которые включают в себя направления деятельности и определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
В соответствии со Статьей 239 Кодекса учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:
1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;
1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;
1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;
1.4. программы объединений по интересам;
1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;
1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.
2. Содержание учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальное развитие учащихся, укрепление их физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни, позволяет обеспечивать реальное непрерывное образование, сохранение единого образовательного пространства и устранение потери образовательного ресурса при переходе учащихся к следующей ступени образования.
 
3. Примерные требования к учебно-программной документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
 
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения (клуба, студии, секции, мастерской, кружка, отряда, школы юных и т. д.) по интересам, в которой раскрываются цели, задачи, содержание деятельности, этапы реализации, последовательность их осуществления, информационное, технологическое и ресурсное, методическое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи должна соответствовать уровню образования, профилям (направлениям деятельности), современным образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения:
- принцип индивидуальности, доступности, последовательности (предполагает построение содержания учебного процесса от простого к сложному);
- принцип научности (содержание деятельности объединений по интересам должно опираться на современные научные достижения);
принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям учащихся);
- принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с учащимися);
- принцип результативности (что знает, и что будет уметь каждый учащийся по результатам взаимодействия с педагогом, реализующим программу);
- принцип актуальности (предполагает максимально приближенное содержание программы к реальным условиям жизни и деятельности учащихся);
- принцип межпредметности (междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);
- принцип культуросообразности (соответствие программы, времени, сложившейся социокультурной ситуации, особенности страны, региона, учреждения дополнительного образования детей и молодежи);
- принцип учета возрастных особенностей и особенностей психофизического развития учащихся.
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи – это образовательный маршрут учащегося учреждения образования, при прохождении которого он может выйти на более высокий уровень дополнительного образования, прогнозируемый педагогом.
Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время в учреждениях образования и должна исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости учащихся, соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Ответственность за реализацию образовательной программы несет учреждение дополнительного образования детей и молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Предусмотренные методы оценки результата образовательной деятельности должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональную среду и стимулировать мотивацию учащихся к познанию, творчеству.
4. Классификация учебно-программной документации.
Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи не задает строгого объема содержания образования и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания типовая программа не сковывает творческой инициативы авторов программ объединений по интересам, предусматривает для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение образовательного процесса, выборе.
Программа объединения по интересам (базовая и на повышенном уровне) определяет:
·     цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);
·     уровни их изучения (базовый, повышенный);
·     срок реализации программы;
·     учебно-тематический план;
·     время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;
·     виды занятий;
·     формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.
Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:
·     создания условий для развития личности учащегося;
·     активизацию процесса саморазвития;
·     развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
·     обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
·     приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
·     создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;
·     интеллектуальное и духовное развитие личности;
·     укрепление психического и физического здоровья.
Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:
1.                     Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские программы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической и воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).
2.                     Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как: актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируемость и корректируемость.
3.                     Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.
Программа объединения по интересам должна пройти внутреннюю экспертизу и рецензирование, быть одобрена педагогическим (методическим) советом и утверждена приказом директора учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Программа объединения по интересам на базовом уровне разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и является основой деятельности объединений по интересам. Утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом соответствии с Кодексом.
Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Разрабатывается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодёжи разрабатывается коллективами или отдельными педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодежи на базе типовой образовательной программы и является основой при организации образовательного процесса индивидуально.
5. Структура образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:
1. Титульный лист.
На титульном листе рекомендуется указывать: наименование учреждения образования; где, когда и кем утверждена; название программы; возраст детей, на которых рассчитана; уровень (базовый, повышенный); срок реализации; ФИО автора (ов), год разработки.
2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, направления деятельности, возрастная категория, на которую рассчитана программа, рекомендуемые формы и методы проведения занятий).
З. Учебно-тематический план (название образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин и количество часов на каждую образовательную область, тему, учебный предмет, учебную дисциплину, общее количество часов, а также количество часов на теоретические и практические занятия).
4. Содержание (краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий (теоретических и практических)).
5. Ожидаемые результаты (овладение новыми знаниями и способами деятельности; развитие интереса и познавательных способностей учащихся, формирование представлений, опыта творческой деятельности, формы представления результатов реализации и др.).
6. Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов, конференций и т.д.); дидактический и лекционный материалы; методики, и др.
7. Список использованной литературы.
 
свернуть