Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Оснежицкая средняя школа» Пинского района
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Оснежицкая средняя школа» Пинского района
Профилактика проблемного поведения подростков(6 класс)
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?
От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: "Ты должен хорошо учиться!", "Ты должен думать о будущем!", "Ты должен уважать старших!", "Ты должен слушаться учителей и родителей!".
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: "Ты можешь:"; "Ты имеешь право...", "Тебе интересно..." А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: "Я могу тебя наказать...", "У меня есть полное право...", "Я старше и умнее..."
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.
Психолого-педагогические советы.
Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.
Не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое.
свернутьРекомендации для родителей по профилактике правонарушений подростков(7 кл)
Виды правонарушений
На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются.
Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Профилактика правонарушений подростков
Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.
Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства.
Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. Поэтому правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков, требующих повышенного педагогического внимания, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Противоречием является то, что количество подростков, требующих повышенного педагогического внимания, увеличивается, поэтому нужны новые методы по профилактической работе с такими подростками. С каждым годом растет количество таких подростков в школе, а вместе с тем возникают проблемы, которые они не могут самостоятельно осознать, а тем более разрешить их.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отличного от нормы поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение
- поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:
Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.
свернуть
Родительский университет
«Как уберечь подростка от насилия» (8 класс)
Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха.
Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
Как проявляется то или иное насилие?
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости,
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.
Люди, живущие в ситуации насилия и являющиеся пострадавшей стороной, могут испытывать следующие чувства: ужас, сверхбдительность, смятение, чувство беспомощности, безнадежности или бессилия, беспокойство о безопасности, чувство вины, чувство подавленности, кошмары по ночам, потеря уверенности в себе, навязчивые воспоминания, приступы тревоги, депрессия, фобии, печаль, мысли о самоубийстве, самообвинения, изменения сексуальной активности, алкогольная/наркотическая зависимость, желание возмездия.
Виды насилия над детьми и влияние на детей.
Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем. Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре. Влияние на ребенка:
Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):
Влияние на ребенка:
Сексуальное насилие над детьми- любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
Влияние на ребенка:
Как помочь детям разобраться с их чувствами?
свернуть
РОДИТЕЛИ!!!
Не делайте детей заложниками своих вредных привычек
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с ними.
Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)
За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная.
Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.
За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».
Насилию, сопряженному с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.
В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ:
Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. О фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей можно сообщить по круглосуточной прямой телефонной линии Министерства внутренних дел по приему сообщений: 8017-372-73-87
Профилактика насилия в семье
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, но не всем удается ее сохранить.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
НЕ ДОПУСТИТЬ НАСИЛИЯ – СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ!
Все люди имеют право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ
Нас с детства учат, что семья — главная опора человека. Это место, где мы чувствуем поддержку и любовь, где нас окружают близкие люди, где нас принимают такими, какие мы есть. В семье мы находим понимание и защиту, когда кажется, что весь внешний мир ополчился против нас.
Проблема домашнего насилия в нашем обществе является неприличной, почти запретной, и поэтому окружена множеством домыслов и легенд. Эти стереотипы нужно разрушать, ведь именно из-за них женщина, столкнувшаяся с насилием в семье, не находит понимания и помощи в своем окружении, а часто и вовсе не решается обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой.
Развенчиваем мифы:
МИФ № 1. Домашнего насилия в современном мире не существует.
По статистике, в Беларуси насилие в той или иной форме осуществляется в каждой четвертой семье. Ежегодно более четырнадцати тысяч женщин погибают от рук партнера или других близких родственников. До 40 % тяжких насильственных преступлений происходит в семьях.
Миф № 2. Женщина сама провоцирует насилие и заслуживает его.
К сожалению, это мнение очень распространено в нашей стране, что снова свидетельствует о господстве патриархальных пережитков. В сознании многих вполне цивилизованных людей почему-то сохраняется стереотип, что женщина — некая принадлежность мужчины, с которой «добрый барин» может обращаться по своему усмотрению.
Мы забываем о том, что человек в принципе не может заслуживать побоев или унижений, и это закреплено в современных моральных и правовых нормах. Обидчику таким способом просто очень удобно оправдывать свои действия.
Миф № 3. Женщина в любой момент может уйти от своего обидчика.
В настоящее время в нашей стране женщина далеко не всегда может уйти от мужа, который ее бьет. Чаще всего ей просто некуда обратиться. Также в нашем обществе очень сильно закреплена социальная и экономическая зависимость женщины от своего партнера.
Миф № 4. Насилие происходит только в неблагополучных семьях.
Семью, в которой регулярно практикуется насилие, никак не назовешь благополучной. Но при этом в социальном плане такая семья может казаться вполне нормальной: жертвы насилия обычно скрывают происходящее, обидчики чаще всего отлично осознают ситуацию и вполне адекватны в общении с окружающими.
Материальный фактор также не играет большой роли: насилие случается в равной степени как в бедных, так и в обеспеченных семьях. Поэтому материальное или социальное благополучие совершенно не обязательно является панацеей от домашнего насилия.
Циклы насилия
Как ни странно, схема поведения мужчины в ситуации насилия довольно стандартна для любых семей. Психологи называют это циклом насилия, и включают в него три фазы:
Напряжение - на этой стадии происходит постепенное накопление негатива: отдельные вспышки гнева, учащающиеся ссоры, растущее количество претензий. Обидчик начинает позволять себе оскорбления и угрозы в адрес партнерши. При этом часто оба партнера пытаются оправдать поведение мужчины сложной ситуацией на работе или стрессом, и женщина в этой ситуации пытается удержать свои позиции в отношениях.
Именно на этом этапе жертве необходимо максимально эффективно воспользоваться поддержкой близких людей или специализированных центров: с нарастанием напряжения возможностей балансировать у женщины остается все меньше.
Острое насилие - эскалация конфликта доходит до пика, мужчина срывается, происходит сильнейший всплеск негатива. Ни один из партнеров не может отрицать ситуацию насилия. Но, перейдя границу, мужчина уже не может себя контролировать. Женщины часто чувствуют приближение этого периода заранее, усиливается состояние страха и депрессии.
Поддержку будет реально оказать именно на этапе этого «предчувствия»: необходимо помочь осознать женщине возможности избежать острого насилия, поддержать в принятии этого решения. Могут понадобиться и более конкретные действия – например, помощь в поиске укрытия.
«Медовый месяц» - после всплеска острого насилия всегда наступает «тихий» период. Мужчина в это время может быть любящим, виноватым. На этой фазе для партнера характерны обещания исправиться, многочисленные доказательства любви. Иногда мужчина может апеллировать к тому, что партнерша сама «довела» его, что он просто сорвался. Тревога и страх у женщины отступают, все происходящее начинает видеться в более спокойном свете.
А так как адаптивные возможности женщины обычно высоки, ей начинает казаться, что все не так уж страшно и с этим вполне можно мириться. В такие моменты осознать всю тяжесть происходящего и принять решение об уходе сложнее всего.
Но нельзя забывать, что, случившись даже один раз, насилие скорее всего повторится. Если цикл уже запущен, прервать его практически невозможно. Причем при каждом повторении степень насилия обычно возрастает.
Почему так сложно уйти?
Людям, которые никогда не сталкивались с проблемой домашнего насилия, обычно кажется, что решается она довольно просто: нужно только уйти от своего мучителя. Действительно, этот выход очень логичен. Что же удерживает жертв домашнего насилия от этого решительного шага?
Чаще всего главным, а нередко и единственным аргументом становится экономическая зависимость от партнера. Женщина далеко не всегда способна полностью обеспечивать себя и своих детей самостоятельно, не говоря об астрономических расходах на покупку отдельного жилья. И если можно пару дней переночевать у подруги, то что делать с более длительными сроками? И, опять же, что делать с ребенком, если он есть?
Чтобы предотвратить свое попадание в этот замкнутый круг экономической несамостоятельности, стоит заранее позаботиться о своем будущем. Если есть возможность — не прекращать работать с появлением семьи, чтобы иметь стабильный заработок и не терять квалификацию; не продавать жилье, пока не будете на 100 % уверены в партнере.
Правильным шагом будет иметь свои отдельные сбережения «на черный день». При вступлении в брак здоровой и современной позицией является заключение брачного договора, в котором можно четко сформулировать отдельные экономические моменты.
Другая причина – страх вспышки агрессии обидчика и обострения насильственных действий, вплоть до физической расправы: «найдет, из-под земли достанет и убьет». Хоть этот страх может быть иррациональным, чаще всего он имеет под собой реальные основания. Учитывая далеко не всегда адекватное отношение к домашнему насилию у представителей правоохранительных органов в нашей стране, невозможно иметь гарантии физической безопасности после разрыва.
Предотвратить возникновение такой ситуации и этого обоснованного страха можно и нужно на более ранних стадиях. Распознать в мужчине склонность к насилию можно по некоторым признакам еще до того, как она начнет реализовываться в семейной жизни.
Такими тревожными звоночками, например, является сверхконтролирующее поведение мужчины, вербальная агрессия в ваш адрес, неспособность контролировать себя в неожиданных или экстремальных ситуациях, жестокое отношение к животным.
Эти негативные проявления должны насторожить вас и стать, как минимум, поводом для обсуждения с мужчиной. Еще лучше – обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист подскажет вашему избраннику, как правильно справляться с внутренней агрессией, контролировать себя в сложных ситуациях.
Но если даже после принятых мер ситуация не меняется и вы начинаете замечать постепенное нарастание агрессии и появление насильственных действий или намерений, — лучше уходить сразу, не дожидаясь критической точки.
Есть и более тонкие психологические причины, по которым женщина остается с обидчиком. Одна из них – стыд. Это может показаться странным, но нередко женщине стыдно быть жертвой насилия, она берет на себя вину за происходящее или боится показаться слабой, беспомощной.
Женщина также пытается «не выносить сор из избы». А учитывая стереотипы, бытующие в нашем обществе в отношении домашнего насилия, женщины часто не только не уходят из семьи, но и скрывают факт насилия. Они вынуждены хранить своеобразный «секрет», боясь непонимания или порицания, и не говорят о происходящем даже близким людям.
Другой такой неявной причиной являются традиционные и религиозные нормы, предписывающие женщине любой ценой сохранять брак и семью. Женщина в этом случае становится заложником своего несчастья и не видит иных перспектив, кроме как терпеть и продолжать страдать во имя ценностей, не имеющих к ее ситуации никакого отношения.
ОСТРОЕ НАСИЛИЕ: руководство к действию
Как обезопасить себя, если вы (или ваши знакомые) уже в ситуации домашнего насилия и пока не способны из нее выйти?
1.Обязательно расскажите о насилии тем, кому доверяете.
Хотя бы два человека должны быть в курсе происходящего в вашей семье, чтобы предпринять необходимые действия в случае необходимости.
2.Найдите место, где сможете укрыться хотя бы на время.
Обидчик не должен знать о нем. Постарайтесь не оставлять ему возможности найти вас (записные книжки, конверты с адресами, сообщения на телефоне).
3.Узнайте координаты кризисных служб для женщин в вашем городе.
Туда можно обратиться за психологической и юридической помощью, а в некоторых городах есть возможность получить временное укрытие.
Определите, какие двери, окна, лестницы, лифты подходят для этого. Попрактикуйтесь быстро и безопасно выходить из дома.
5.При приближении конфликта позаботьтесь, чтобы ключи от дома и машины были у вас под рукой.
Стоит подготовить к моменту отхода в безопасном, но доступном для вас месте что-то вроде «тревожного чемоданчика», где должны быть паспорт и другие важные документы, деньги, смена одежды, медикаменты, запасные ключи. Заранее решите, какие ценные вещи вы возьмете с собой.
6.Если вы чувствуете, что инцидента не удается избежать, постарайтесь переместиться в помещение, откуда легко выйти.
Избегайте конфликта в ванной, на кухне, где есть острые и режущие предметы.
Помните, что под угрозой находится ваша жизнь!
Часто жертвой насилия становится не только мать, но и бросившийся на ее защиту ребенок, ибо человек, находящийся в состоянии аффекта, не в состоянии контролировать свои эмоции. Ему все равно, кто перед ним: жена, мать, собственный ребенок. Если вы терпите и продолжаете жить с таким домашним тираном, подумайте об искалеченной психике своих детей, подумайте о том, что следующий раз может быть фатальным не только для вас, но и для вашего ребенка. В таких случаях от вас зависит гораздо больше, чем вы думаете
свернутьПрактические рекомендации родителям, если ребенок оказался в трудной жизненной ситуации.
Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.
доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том,
что у него на уме.
Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.
Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
возникает пауза.
Молчание дает каждому из вас время подумать.
пристрастием.
Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
ребенка.
Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым
он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или
выход.
заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать,
быть со своим ребенком, который страдает.
Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.
ничего. Но будьте рядом!
свернуть
Чтобы общение с компьютером было безопасным для здоровья Вашего ребёнка, необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
- Аргументировано расскажите ребёнку о гигиенических правилах работы за компьютером.
- Договоритесь с ребёнком о временном режиме общения с компьютером и последовательно его выполняйте.
- Позаботьтесь, чтобы место для компьютерных занятий было правильно оборудовано и освещено.
- Контролируйте правильность положения тела во время занятий на компьютере: осанку, положение рук и ног, расстояние от глаз до монитора.
- Приучите ребёнка делать гимнастику после каждого занятия на компьютере.
- Регулярно проветривайте и делайте влажную уборку в помещении, где работает компьютер.
Возможно Вам пригодятся аргументы и формулировки, которые помогут отвлечь ребёнка от компьютерной игры и построить беседу, если возникнет конфликтная ситуация, когда он не соглашается выключить компьютер.
- Напоминание ребёнку о каком-нибудь другом, особенно любимом ему занятии. (Твой любимый конструктор тебя уже ждёт, когда ты его соберёшь.)
- Напоминание о соблюдении временного режима (Пора сделать перерыв.)
- Приглашение на прогулку (А сейчас мы отправимся в парк.)
- Включение в совместную деятельность или игру (А сейчас давай вместе займёмся …)
Просьба помочь Вам в делах (Помоги мне, пожалуйста, сделать уборку.)
- Предложение пообщаться с кем-нибудь: друзьями, родственниками, домашними животными. (Пойдём в гости. Пора погулять с собакой и поиграть с ней. Можно поиграть с ребятами во дворе.)
- Напоминание о важных делах, которые обязательно нужно сделать. (Нужно приготовить домашнее задание, подарок бабушке и другое.)
Компьютерные игры с агрессивным, жестоким и «кровавым» содержанием» - не для наших детей!!!
Главное – выбрать для своего ребёнка хорошие игровые программы как из числа развлекательных, так и из числа обучающих.
Некоторые советы по профилактике игровой компьютерной зависимости.
- Договоритесь с ребёнком о максимальной продолжительности игры на компьютере. Контролируйте процесс сами или воспользуйтесь специальными программами контроля времени.
- Старайтесь так организовать время ребёнка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.
- Самого раннего возраста выявляйте способности ребёнка. Наблюдайте за тем, к чему ребёнок проявляет интерес, и формируйте круг увлечений: спорт, танцы, рисование, музыка, и т.д. Если ребёнок увлечётся каким-либо видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.
- Ребёнок всегда должен быть чем-то занят. Вовлекайте, его в свою деятельность, играйте вместе в подвижные игры. Именно ваша совместная деятельность – основа правильного воспитания и развития.
- Формируйте у ребёнка разнообразные увлечения, чтобы компьютерные игры не стали его единственным интересом.
- В дошкольном возрасте, когда ребёнок должен осваивать реальный окружающий мир, не нужно заменять этот процесс освоением виртуального мира. Давайте будем помнить, что первично, а что вторично.
- Всегда знакомьтесь с содержанием игры, прежде чем она попадёт к вашему ребёнку.
- Не допускайте, чтобы ребёнок играл в компьютерные игры, в содержании которых есть проявления агрессии и жестокости.
- Ограждайте детей от участия в онлайн-играх. Это может сформировать у них игровую зависимость.
Организация деятельности ребенка за компьютером
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
Обязательно обращайте внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, т. к. в этом случае надо как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют следующие признаки:
Что делать после работы за компьютером?
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения. Попросите ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем, сделать повороты головы в правую и в левую стороны. Потом сделать движения плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу.
свернуть